В начале июня министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов дал большое интервью радиостанции «Эхо Москвы». Прочитал его только сегодня и рекомендую всем, кого волнует судьба отечественной науки и высшей школы. Очень взвешенный и трезвый подход, реальная оценка ситуации и, что особенно импонирует, соединение государственного взгляда на проблемы с нравственными императивами. Все это заслуживает уважения и вселяет оптимизм.

Вот несколько фрагментов (привожу по тексту с сайта «Эхо Москвы»).

О жизненной позиции.

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ: Надо что-то в жизни делать интересное. Нельзя всё время плыть по течению, надо иногда и против течения поплыть… Считаю, не интересно всё время плыть по течению. Поэтому если плыть против течения является важным с какой-то точки зрения, если это поможет решить какую-то задачу, в том числе просто личностного развития, почему бы это не сделать?

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ: …Считаю, что, к сожалению, очень часто люди не принимают решения, потому что не верят в свои силы, не верят в свою правоту, не верят, что их поддержат другие, считают, что есть какие-то внешние обстоятельства, которые им это решение осуществить помешают. И так далее. Но на самом деле я считаю, что каждый человек сам определяет обстоятельства своей жизни, и по большому счёту судьба каждого человека – это результат его собственных решений, действий, усилий. И в этом смысле не надо никогда бояться, надо делать то, что считаешь правильным.

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ: Для меня гораздо важнее внутренняя правота. Я тут недавно прочитал одно изречение Элеоноры Рузвельт. Ну, если своими словами сказать, просто смысл передать, я не помню дословно, оно состоит в следующем. Что бы вы ни сделали, вас всегда будут критиковать. Поэтому делайте так, как вы сами считаете правильным (выделено мною. — С.Ф.). Потому что в этом случае вы будете хотя бы в ладу с самим собой. В общем, это достаточно близко к моему ощущению.

О научной работе:

ВЕДУЩАЯ: … Чтобы заниматься наукой, нужно поставить себе задачу сделать то, чего до тебя никто не делал. Это значит, что нужно знать всё то, что было до тебя. Получается так?…

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ – Знать всё важное. Вы абсолютно правы. Но всё знать невозможно. Но важные вещи надо знать. Именно поэтому наукой профессионально занимаются те люди, которые получили фундаментальное образование. Именно в этом и смысл фундаментальности. Вам нужно освоить фактически уже то, что освоили поколения людей до вас. Ну, естественно, вы это делаете, не повторяя их ошибок, потому что вы уже знаете ответ заранее, да, что делал Ньютон, Галилей или Архимед…

О преподавателях:

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ: … С преподавателями действительно большая проблема в наших вузах по одной простой причине. У нас двадцать лет последних происходил фактически отрицательный отбор. Ну, в силу разных причин было так, что самые лучшие, самые способные уходили. Мы знаем, что в 1990-ые годы был очень интенсивный отток наших учёных за границу. Просто в силу того, что здесь им не могли предложить хорошие условия для работы. И очень многие талантливые люди уехали, многие ушли в другие сферы деятельности. В бизнес ушли люди, ещё куда-то. А те, кто оставались, в общем-то, вот, они оставались. А сейчас у нас совершенно другие задачи. У нас задачи не выживания, а у нас задачи развития. Это означает, что нам нужно сделать так, чтобы наоборот приходили самые талантливые. Потому что все мы хотим, чтобы наших детей учили талантливые педагоги, правильно, которые достигли чего-то сами, и они могут свои знания передать, они могут передать свою успешность как бы, да, то есть привить нашим детям, молодым людям умение добиваться результата. А это означает, что нам нужно на самом деле провести очень серьёзные изменения в системе.

К вопросу о среднем возрасте членов Российской академии наук:

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ – Я считаю, что наука – дело молодых, и наукой должны заниматься молодые люди, и великие открытия сделаны молодыми. И по-другому быть не может, просто потому что для того чтобы были великие открытия, нужен молодой активный ум, интеллект.

О борьбе с фальшивыми диссертациями

ВЕДУЩАЯ – …А решение бороться с фальшивыми диссертациями – это тоже как-то логично, или этому предшествовало что?

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ – Знаете, я исхожу из того, что нам нужно просто навести порядок. У нас очень много есть проблем в нашем хозяйстве научно-образовательном, и они связаны просто с тем, что у нас очень важные понятия утратили свой смысл исходный, к сожалению.

… Не всегда диплом является свидетельством профессионализма, к сожалению. Что такое профессор? Это человек, который учит студента стать профессионалом, как это сделать, но для этого он сам должен быть профессионалом, правильно? Он сам должен добиться серьёзных успехов в своём деле. Все ли наши преподаватели вузов удовлетворяют этому требованию? Далеко нет. Но мы уже об этом говорили, почему это произошло.

…Что такое, скажем, кандидат или доктор наук? Это человек, который профессионально занимается научной деятельностью, который выполнил серьёзные исследования, получил те результаты, которые признаны его коллегами, другими учёными как важные, значимые, и защитил диссертацию, и получил определённый статус в этой иерархии репутаций научных. Все ли наши доктора и кандидаты наук удовлетворяют этому требованию? Нет.

Поэтому мы ведь не занимаемся по существу никакими реформами, мы ничего не видоизменяем. Может быть, мы когда-то этим будем заниматься. Но пока основная часть нашей работы не в этом состоит. А состоит просто в том, чтобы вернуться к нормальным смыслам всех этих понятий, в том числе и в связи с этими дипломами. И не собираемся, честно говоря, устраивать каких-то тотальных проверок тех диссертаций, которые защищались год или два года назад, или десять лет назад. Это абсолютно бессмысленно, потому что это уже произошло, и урон от того, что это были некачественно выполненные работы или работы переписанные откуда-то – он уже нанесён. И нам важно не заниматься вот этим делом, кстати, довольно неблагодарным и неприятным, а делать так, чтобы в будущем этого не происходило.

О вузах и научных кадрах:

Д. ЛИВАНОВ –…то, что с нашей вузовской системой происходило последние 15 лет или 20 лет – это очень тяжёлая деградация. Ну, действительно, реально тяжёлая. И, конечно, ни за 1 год, ни за 3 года, ни за 5 лет мы не восстановим эту ситуацию до приемлемого уровня. Поэтому этим нужно будет заниматься ближайшие десятилетия, условно говоря. То же самое ведь в науке, то же самое ещё много где. И мы же всё-таки хотим быть великой научной державой, у нас есть все для этого основания. Мы хотим быть интеллектуальной Меккой для всего мира.

Материал с сайта: www.echo.msk.ru

©1997-2011 Радиостанция «Эхо Москвы»

Полный текст интервью можно прослушать или прочитать ЗДЕСЬ


Contribute!