Liang Si-cheng Lin Hui-yin

В 1932 г. тогда еще совсем молодой (лишь год назад встретивший свое 30-летие), но многообещающий китайский архитектор Лян Сы-чэн 梁思成 закончил работу над рукописью монографии, которую назвал «Архитектурно-строительные стандарты и образцы эпохи Цин» (Цин ши инцзао цзэ ли 清時營造則例). Труд увидел свет в 1934 г. и принес Лян Сы-чэну поистине всемирную славу. Эта и другие работы Сян Сы-чэна, посвященные истории архитектуры Китая, стали классическими, а сам он вошел в историю китайской науки как общепризнанный корифей и непререкаемый авторитет в своей научной сфере... 

 

Liang Si-cheng

Работа Лян Сы-чэна "Архитектурно-строительные стандарты и образцы эпохи Цин" (переиздание 1981 г.). С  монографией можно познакомиться в библиотеке Центра синологических исследований АмГУ

 К большому сожалению, китайская архитектура весьма слабо изучена российской синологией. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в таком эпохальном труде, каковым с полным правом можно назвать пятитомную (с дополнительным шестым томом) Энциклопедию «Духовная культура Китая», в библиографии к разделу «Строительство» (том 5, стр. 305—320) отсутствует упоминание трудов Лян Сы-чэна, а в «Указателе имен» к этому тому мы найдем лишь имя отца Лян Сы-чэна — Лян Ци-чао 梁啟超 (1873—1929), но не его самого. Это, кстати, отнюдь не укор составителям и авторам данной замечательной Энциклопедии, а лишь констатация факта, указание на наличие очень глубоких лакун в отечественной синологии. Специалисты-китаеведы четко осознают эту проблему, но наши младшие коллеги, только приступающие к изучению Китая, ее далеко не всегда понимают, из-за чего в своих курсовых и самостоятельных работах, порою, могут цитировать всякие несуразности.

Отрадно, однако, что в шестом, дополнительном томе "Духовной культуры Китая", посвященном различным направлениям китайского искусства, благодаря многоуважаемым М.А.Козловой и А.И.Кобзеву не только молодые исследователи, но и маститые специалисты имеют возможность познакомиться с большой энциклопедической статьей о Лян Сы-чэне, включающей и библиографию его важнейших работ (Кобзев А.И., Козлова М.А. Лян Сы-чэн // Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. + доп. том.  [Т. 6 (дополнительный):] Искусство. — М.: Вост. лит., 2010.  С. 649-652).  

В связи с этим обстоятельством не меньшую радость вызывает появление на русском языке нового исследования по китайской храмовой архитектуре, которое, с моей точки зрения, имеет все шансы на то, чтобы называться пионерским и новаторским. По крайней мере по своей значимости для российского китаеведения. Речь идет о диссертационной работе, которую буквально через несколько минут будет защищать в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена ее автор — Юй Бо. Работа называется «Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун». С автором работы мне не довелось познакомиться, поэтому не могу дать гендерную характеристику Юй Бо — по этому имени невозможно сказать, относится ли автор к сильному полу или же к слабому (да простят меня поборники гендерного равенства за такие формулировки). Тем не менее познакомившись с авторефератом диссертации Юй Бо, могу с полным правом сказать, что эта диссертация является серьезным вкладом в отечественную науку о Китае. Работа Юй Бо, с моей точки зрения, отличается несомненной актуальность, безусловной новизной и высокой научной значимостью.

На эту значимость, перед которой меркнут все мелкие недостатки, которые есть в любом диссертационном исследовании, указывают три содержательные особенности исследования Юй Бо.

Во-первых, как заявляет сам автор, при написании диссертации им были использованы труды Лян Сы-чэна (стр. 5 автореферата). Другими словами, из исследования Юй Бо мы, российские синологи, наконец-то получаем возможность познакомиться с трудами, подходами и взглядами великого представителя китайской синологи (госюэ 國學) Лян Сы-чэна.

Во-вторых, исследование Юй Бо базируется не только на работах других специалистов, но и на собственных полевых исследованиях. В основе диссертационной работы Юй Бо лежат материалы полевых обследований храмовой архитектуры провинции Шаньдун, предпринятых диссертантом в период с сентября 2011 г. по февраль 2013 г. (автореферат, с. 6—7). Более того, насколько я понял, весь второй том диссертации как раз и отражает материалы, имеющие безусловную научную ценность, — дескриптивно-аналитические характеристики и этнографические описания (изображения) китайской храмовой архитектуры (автореферат, стр. 10). Иначе говоря, автор диссертации обработал, проанализировал и сделал доступным для российских исследователей ценнейший материал этнографического характера, который, с моей точки зрения, имеет непреходящую научную значимость.

В-третьих, чтение автореферата вызвало у меня весьма стойкое ощущение, что автор диссертации при изучении конкретного материала широко прибегает к спатиальному (кунцзяньсинды 空間性) анализу, который является весьма эффективным и продуктивным методом исследования феноменов китайской культуры (на что указывают новейшие работы синологов Тайваня и материкового Китая) и который еще довольно скромно представлен в российском китаеведении. Таким образом, исследование Юй Бо имеет значение и в своей методической части — как образец использования современных методических подходов к анализу материальных культурных ценностей китайской цивилизации. 

Все это и позволяет мне квалифицировать исследование Юй Бо как весьма значимую научную работу, имеющую высокую научную ценность и, несомненно, свидетельствующую о том, что ее автор заслуживает присуждения искомой научной степени кандидата искусствоведения.

Есть ли в этом исследовании недостатки? Разумеется. Меня, например, не вполне устраивает краткая библиография (автореферат, с. 4—6), совсем не устраивает формулировка методологических оснований исследования (автореферат, с. 8). Желание исправить формулировки появляется и при чтении фрагментов автореферата, где упоминается имя Жэнь Цзи-юя как автора работ «Чжунго даоцзяо ши» и «Чжунго фоцзяо ши» (с. 6) или дается объяснение особой роли территории современной провинции Шаньдун в истории китайской цивилизации (автореферат, с. 11).

Все это, однако, мелочи, которые ни в коей мере не затмевают исключительного научного значения исследования Юй Бо.

Желаю диссертанту успешной защиты, новых творческих успехов и с нетерпеньем жду монографию по теме диссертации.

С.В.Филонов,

24.12.2014

P.S. На фото: Лян Сы-чэн со своей первой супругой Линь Хуэй-инь 梁思成和林徽因 


 

 

Contribute!