ПSergey Filonov with 132BA

 Амурский государственный университет, Центр синологических исследований

 

 

О Центре синологических исследований АмГУ

 

Эта страница предназначена для тех немногих, кого заинтересует вопрос — что же такое Центр синологических исследований (далее ЦСИ) Амурского государственного университета, какие задачи он решает, какую стратегию реализует и что собой представляет в структурном отношении. Для этого я помещаю здесь фрагменты официальных документов, регламентирующих нашу деятельность.

amsu 1

Главный корпус АмГУ

Если использовать терминологию академика В.М.Алексеева, тогда ЦСИ с полным правом можно назвать «рабочей лабораторией китаиста». В нашей лаборатории имеется как традиционный инструментарий исследователя Китая, так и современный: разнообразные китайские словари и справочники, традиционные и современные энциклопедии, источники, научные статьи и монографии, электронные конкордансы, сетевые словарно-справочные работы, источники и монографические исследования в цифровом формате, компьютеры и аппаратные средства для работы с цифровыми текстами на древнекитайском языке. Кроме того, ЦСИ имеет нелохую технологическую базу — компьютерное и презентационное оборудование, необходимое для использование в учебно-образовательном процессе сетевых, мультимедийный и цифровых средств обучения.

 

amsu 2

АмГУ, центр университетского кампуса

В формальном отношении, ЦСИ — это стандартное научное подразделение, которые есть во всех университетах, занимающихся научными исследованиями. Цели и задачи таких университетских научных центров очень схожи — все они призваны «повышать эффективность…», «способствовать развитию…», «поддерживать высокие стандарты…» и т.д.

 

amsu 6

АмГУ, южная часть университетского кампуса

 

В то же время каждый такой научный центр имеет и свою специфику (если только это реально действующая структура, а не фантом, существующий лишь на бумаге). В чем же кроется специфика Центра синологических исследований АмГУ? Специфику нашей деятельности определяют два главных фактора: во-первых, научная область, которой мы занимаемся, и, во-вторых, решаемые задачи и результаты, которые стремимся получить.

 

amsu 9

Центр синологических исследований АмГУ, информационная лаборатория

 

Предметное поле научных исследований

Мы изучаем даосизм, но сказать так — это почти то же самое, что ничего не сказать. До сих пор и в умах многих наших сограждан, и в учебниках, и даже в научных исследованиях даосизм связывается почти исключительно с древнекитайскими трактатами «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы», а сами эти трактаты нередко называют «даосскими канонами». Скажу сразу, таким «даосизмом» и такими «канонами» мы не занимаемся. Не потому что они «неправильные», а потому что ими давно и плодотворно занимаются другие ученые.

 

amsu 12

Центр синологических исследований АмГУ, Первый Фонд источников (ФФ)

 

Даосизм для нас — это китайская национальная религия. Это то явления в жизни нашего восточного соседа, которое по-китайски обозначают понятием даоцзяо 道教. У этой религии есть свой свод высокочтимых сочинений, он называется «Дао цзан» 道藏, или Даосский канон. Даосский канон, в отличие, например, от Библии, представляет собой не просто собрание разных текстов, объединенных в одну книгу, анечто большее. Даосский канон — это не просто большая книга, а большая библиотека, т.е. огромное книжное собрание, включающее почти полторы тысячи отдельных сочинений. Эти тексты и являются главным источником для исследователя даосизма. Эти источники изучаем и мы. Разумеется, не все, а лишь некоторые. В центре нашего внимания являются, как правило, ранние сочинений даосской религии, созданные в III—VI вв.

 

amsu 01Амурский государственный университет

 

Кроме того, объектом нашего изучения является сам Даосский канона — история формирования этого огромного книжного собрания, его структура, датировка его текстов и выяснение, по мере возможности, их авторов, поиск в его составе сочинений, создание которые относится к самому раннему периоду истории даосской религии, и другие подобные проблемы.

amsu 4

 Амурский государственный университет, площадка перед главным корпусом

 

Задачи и результаты деятельности ЦСИ

Обычно в сфере гуманитарных наук под результатами научной деятельности понимают, прежде всего, публикации. Несомненно, что и мы стремимся к таким результатов — к изданию научных статей и монографий, отражающих результаты нашей работы и содержащих новые сведения о даосизме. Тем не менее, это, с точки зрения стратегии развития ЦСИ, не является нашей стратегической задачей, это, скорее, важное тактическое направление нашей деятельности.

 

amsu 11

Центр синологических исследований АмГУ, один из отделов Фонда словарно-справочных работ

 

Главная наша стратегическая задача — двоякого рода. Она включает, с одной стороны, разработку и внедрение в университетскую образовательную практику специализированных дисциплин, которые бы соответствовали самым современным оценкам даосизма и в содержательно-методическом отношении не уступали бы тем учебным курсам по даологии, которые читают в лучших востоковедных университетских центра Запада. Вот почему очень важной задачей для нас является разработка учебных программ и учебных пособий по различным областям даологии. Реализация этой задачи требует систематической работы по сбору информационных ресурсов (современных монографий и статей на иностранных языках), отражающих новейшие тенденции в изучении даосизма, и последующее внедрение этих ресурсов в образовательную практику.

 

amsu 8

Амурский государственный университет, площадка перед седьмым корпусом, в котором находится ЦСИ

 

Соответственно, одна из важнейших наших задач, имеющая стратегическое значение, связана с созданием в АмГУ научно-образовательной площадки, способной выполнять роль всероссийского ресурсного центра для всех студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов, занимающихся изучением даосизма. Это — задача организационно-методического характера. Разумеется, она имеет долгосрочный характер, однако определенные ступеньки к ее достижению мы уже прошло и уже сегодня готовы принимать заинтересованных исследователей со всей России, предоставляя им широкий набор библиотечных и цифровых ресурсов в области даологии, учебно-методические разработки и квалифицированную консультационную помощь.

 

dvl

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов (справа) и ректор АмГУ Андрей Плутенко (слева) в Центре синологических исследований, между ними Сергей Филонов 

 

Еще одна стратегическая задача, которую мы решаем, имеет методологический характер. Она связана с разработкой методологии и конкретных методик чтения, анализа и перевода даосских сочинений. Для коллег, только начинающих свою научную деятельность, объясню подробнее специфику этой задачи. Чтобы читать старые китайские тексты, надо знать древнекитайский старописьменный литературный язык вэньянь. Но для чтения даосских сочинений знания только вэньяня явно недостаточно. Язык даосских текстов изобилует специальной лексикой и категориальным (техническим) аппаратом, который исторически менялся. Для понимания категориального аппарата китаисты, как правило, обращаются к старым китайским энциклопедиями и к современным специальным словарям. Однако для чтения и понимания даосских сочинений и этого недостаточно — имеющиеся словари и справочники далеко не всегда позволяют преодолеть двусмысленность или неопределенность в понимании даосского термина.

 

 amsu 13

Центр синологических исследований, неформальное обсуждение со студентами актуальных проблем китаеведения 

 

Для преодоления этой сложности мы разрабатываем специальные методики и алгоритмы анализа сочинений из «Дао цзана», позволяющие ввести изучаемый даосский текст в парадигму исторического анализа, а используемую в нем лексику и терминологию — однозначно понимать, верифицируя полученную интерпретацию. Решение этой задачи также имеет долгосрочный характер, однако и в этой области мы имеем определенные успехи. На базе Центра синологических исследований АмГУ разработана, апробирована и внедрена в практику научной работы специальная методология (я называю ее текстолого-филологической герменевтикой), которая позволяет любому человеку, владеющему древнекитайским языком вэньянь, читать и переводить даосские сочинения III—VI вв. Эта методология основана на электронном конкордансировании изучаемого источника. Кроме того, она не только позволяет «раскрывать» значение даосского понятия в его конкретно-историческом значении, но также дает возможность проверить предложенный вариант перевода на адекватность. Данная методология поддается тиражированию, и мы готовы познакомить с ней всех заинтересованных в изучении даосизма специалистов, аспирантов или докторантов, готовых приехать в научную командировку или на стажировку в Центр синологических исследований, изъявивших желание посетить наши научные мероприятия или, например, пройти в АмГУ курс обучения по любой из программ от бакалавриата до докторантуры включительно.

amsu 7

Дорожка в 7-й корпус АмГУ, где находится ЦСИ и Кафедра китаеведения

 

Таким образом, сфера нашей научной деятельности, решаемые задачи и полученные результаты характеризуют специфику Центра синологических исследований Амурского государственного университета. В других российских университетах или академических научных учреждениях указанные проблемы и задачи не входят в круг приоритетных.

Сергей Владимирович Филонов,

д.ист.н., научный руководитель ЦСИ


 

Contribute!