С 23 по 25 мая 2013 г. в стенах Амурского государственного университета проходила I Международная научная конференция «Даосское письменное наследие: проблемы изучения и истолкования текстов даосизма».
Высокую научную планку конференции задал ключевой пленарный доклад, с которым на церемонии открытия 23 мая выступил профессор Цзян Шэн 姜生教授 — выдающийся китайский ученый, крупнейший эксперт в области раннего даосизма, директор Центра разработки и внедрения инновационных методов в сфере технологий изучения культуры при Сычуаньском университете (Director of Sichuan University Center for Cultural Technologies Co-Innovation R & D, 四川大学文化科技协同创新研发中心主任), ученик основоположника современной китайской даологии профессора Цин Си-тая 卿希泰教授.
Тема доклада профессора Цзян Шэна — «Daoist Religion of Han to Jin Seen from Archeological Sources» (Цун каогу цзыляо кань Хань-Цзинь даоцзяо, 从考古资料看汉晋道教). В своем докладе профессор Цзян Шэн остановился на нескольких крупных проблема современной даологии. Первая — существовали ли в эпоху Хань изображения обожествленного Лао-цзы и, если существовали, каким образом представляли себе это божество самые первые последователи даосской религии. Вторая — анализ барельефов и археологических артефактов, относящихся к эпохе Хань и Западная Цзин, на которых изображены последователи даосизма.
Третий вопрос, который затронул в своем выступлении профессор Цзян Шэн, носит исключительно актуальный и новаторский характер. В этой части своего выступления профессор Цзян познакомил слушателей с новейшими артефактами, извлеченными из захоронения в районе Цзиньпэньлин города Чанша 湖南长沙金盆岭 (захоронение датируется 302 г.н.э. или 2 годом эры Юн-нин периода Западная Цзинь 西晋永宁二年). Это — фрагмент настенного барельефа из данной моглиы, на котором изображена последовательность выполнения классического даосского упражнения медитативного характера, в ходе которого даос визуализировал созвездие Большой Медведицы (Северный Ковш, или Бэй-доу 北斗). Исключительность этого артефакта связана с тем, что он, с одной стороны, указывает на мощную религиозную традицию, распространенную на китайском юге и основанную на разнообразных методах визуализации объектов микро- и макрокосма. Эта традиция известна исследователям по текстам даосской школы Шанцин, появление которых относится к периоду после 364 г. н.э. С другой стороны, данный артефакт датируется более ранним историческим периодом, предшествующим появлению школы Шанцин. Все это дает новые исторические данные для корректировки ранней истории даосской религиозной традиции.
Подводя итоги, профессор Цзян Шэн подчеркнул значение новейших археологических данных, раскрывающих многие грани ранней истории даосизма и требующих от исследователя серьезного переосмысления целого ряда ее традиционных оценок. Новаторские изыскания профессора Цзян Шэна, представленные в его докладе, демонстрируют новый подход к изучению даосизма и ставят актуальную источниковедческую проблему, которую условно можно назвать как «поиск и анализ новых источников, позволяющих реконструировать даосскую религиозную традицию, существовавшую до Чжан Дао-лина».
На дневном пленарном заседании 23 мая участники конференции с огромным интересом выслушали три доклада наших китайских коллег. Выступление доцента Института политики и права Хуайбэйского педагогического университета доктора Вэй Яньли было посвящено анализу методов «пестования жизни» (ян шэн 養生), отраженных в работе известного даоса начала сунской эпохи Чэнь Си-и 陈希夷 (? — 989).
Доклад доцента Института политики и права Хуайбэйского педагогического университета доктора Лян Личана затрагивал историю распространения даосизма в Корее и анализ его влияния на корейскую культуру.
С особым интересом участники конференции выслушали выступление докторанта Шаньдунского университета Лян Чжэ, которая познакомила слушателей с формированием культа Первозданной владычицы Лазоревой зари (Би-ся юань-цзюнь 碧霞元君) на горе Тайшань. Особого восхищения заслуживает тот факт, что уважаемая Лян Чжэ представила свой доклад на русском языке, продемонстрирова не только глубокое владение своей научной темой, но и блестящее знание русского языка.
На вечернем пленарном заседании 23 мая было заявлено пять докладов, среди которых прежде всего следует отметить материал старейшего участника нашей конференции, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН многоуважаемого Александра Николаевича Хохлова — «Китаист Д. П. Сивиллов и его вклад в изучение древнекитайской классики». Этот интереснейший доклад, который не оставил в зале заседаний ни одного равнодушного и вызвал бурную дискуссию, был зачитан перед участниками конференции одной из лучших студенток кафедры китаеведения Евгенией Кравченко.
Доцент Киевского национального университета Ярослава Васильевна Шекера на этом же пленарном заседании познакомила слушателей с итогами своего анализа даосских концептов в творчестве великого китайского поэта Лу Ю 陸游 (1125—1210). Выступление Ярославы Васильевны было встречено участниками конференции с нескрываемым внимание и глубокой заинтересованностью.
Большой интерес вызвал доклад, представленный на конференцию руководителем Центра сравнительного изучения цивилизаций Северо-Восточной Азии Института Дальнего Востока РАН, профессором, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, доктором философских наук Анатолием Евгеньевичем Лукьяновым. Тема доклада — «Философское даосское Дао и русский Глагол: проблемы изучения даосской философии». Доклад Анатолия Евгеньевича был зачитан перед участниками конференции одним из студентов кафедры китаеведения АмГУ.
Очень благожелательный отклик вызвало выступление магистрантки АмГУ Ольги Евгеньевны Пышняк, посвященное анализу некоторых существенных аспектов философии «Дао дэ цзина». Доклад Ольги Евгеньевны затронул настолько актуальные проблемы даосской философии и был представлен настолько ярко, что вызвал многочисленные вопросы не только российских участников конференции, но и наших китайских коллег.
В пятницу 24 мая прошли три пленарных научных заседания.
Украшением утреннего заседания стали доклады заведующей кафедрой китаеведения АмГУ доцента Юлии Геннадьевны Лемешко и заведующего кафедрой религиоведения АмГУ профессора Андрей Павловича Забияко.
Андрей Павлович представил слушателям доклад, подготовленный совместно с аспирантом из КНР Ван Цзяньлинем. Доклад был зачитан как на русском, так и на китайском языках. Выступление познакомило участников конференции с эксклюзивным материалом о петроглифах хошуна Элончунь (Внутренняя Монголоия КНР), собранным экспедицией под руководством профессора А.П.Забияко весной этого года.
Выступление Юлии Геннадьевны было посвящено некоторым характерным содержательным и формальным особенностям бумажных икон чжима.
На этом же заседании прозвучало выступление профессора кафедры китаеведения АмГУ Сергея Владимировича Филонова, в котором докладчик поделился со слушателями последними результатами своих исследований раннего даосского сочинения «Пресветлый кодекс Девяти Совершенны» (Цзю чжэнь мин кэ 九真明科), отражающего некоторые существенные особенности даосской «картины миры» периода раннего средневековья.
На дневном пленарном заседании 24 мая 2013 г. участники конференции познакомились с актуальными проблемами религиоведения, представленными в докладах профессора Андрея Павловича Забияко и аспирантки АмГУ Марины Ахатовны Хаймурзиной.
Вечернее пленарное заседание 24 мая открылось докладом студента V курса кафедры китаеведения АмГУ Николая Ивановича Шаталова — «“Дао дэ цзин” и ранняя комментаторская традиция к нему». Затем слушатели познакомились с результатами полевых исследований современной религиозной культуры Китая. Этот уникальный доклад был представлен международным коллективом авторов — соискателем Уральского государственного университета Леонидом Александровичем Горобцом и старшим преподавателем кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков Наньчанского университета КНР, Ph.D. Вэнь Цзянь.
Завершило вечернее заседание выступление старшего преподавателя кафедры китаеведения АмГУ Яны Викторовны Лясковской. Докладчик заострила внимание на тенденции коммерциализации бренда «даосизм» в современном околонаучном сообществе.
На церемонии закрытия научной части конференции, состоявшейся 24 мая 2013 г. в 15.00, была дана высокая оценка этого научного форума и подведены его предварительные итоги.