По приглашению белорусских коллег и при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Проект № 15-06-09393, я имел честь представлять Амурский государственный университет на Международной научной конференции «Post mortem. Погребальные памятники в историко-культурном пространстве: проблемы изучения и сохранения», которая проходила в Институте истории Национальной академии наук Беларуси (г. Минск, 9-11 ноября 2016 г.), где выступил с докладом "Некоторые традиционные китайские представления о пространстве смерти: по материалам исследования Храма Повелителя подземного узилища в Синьчжуане (Синьчжуан Ди-цзан-ань 新莊地藏庵)».
See photo / Смотреть презентацию доклада
Программа конференции / The Agenda
Храм Ди-цзанъ-ань, находящийся в Синьчжуане (Синьбэй, Тайвань), является одним из ярких образцов китайской храмовой архитектуры, спатиально-семиотический анализ которого позволяет реконструировать традиционные китайские представления о пространстве смерти и посмертной судьбе человека.
Храм имеет два официальных названия. Первое из них — Ди-цзан-ань 地藏庵, или Храм бодхисатвы ада. Если использовать буддийскую терминологию в ее санскритском варианте, тогда данное название можно перевести и как Храм бодхисаттвы Кшитигарбха. Другое название этого культового сооружения — Да-чжун-мяо 大眾廟, или Храм старшин Инфернального мира, либо, если переводить буквально, Кумирня батюшек Да-чжун-е 大眾爺.
Ди-цзан-ань в Синьчжуане представляет собой характерное для Тайваня храмовое сооружение для жертвоприношений душам умерших, поклонения правителям Инфернального мира и отправления культа предков.
Первая кумирня на этом месте появилась, как считается, еще в 22 год эры Цяньлун, т.е. в 1757 г. Первоначально это был всего лишь алтарь для принесения жертв и упокоения неприкаянных душ умерших (ли тань 厲壇) при общественном кладбище для бедняков (и чжун 義塚). Такие общественные кладбища были предназначены для захоронения неизвестных и невостребованных останков и, как правило, организовывались на землях либо выделенных местной управой, либо приобретенных на пожертвования членов местной общины. Постепенно алтарь был перестрен в кумирню, где совершали поклонения батюшке Да-чжун-е, олицетворяющем собой и одного из правителей мира мертвых, и тех умерших, чьи тела оказались бесхозными и неупокоенными, а души — неприкаянными.
Всех, кто хочет узнать больше о том, как в Китае представляли судьбу человека после смерти, Инфернальный мир и мрачное подземное узилище, где отбывают свой срок наказания души тех умерших, кто при жизни совершал дурные проступки, приглашаю поступать в Амурский государственный университет, на Кафедру китаеведения факультета международных отношений. Сейчас же предлагаю Вашему внимание несколько фрагментов своей презентации на эту тему, с которой мне представилась счастливая возможность познакомить коллег на Международной научной конференции "Post mortem" в Минске.
С.В. Филонов